После нововведений, которые затронули электронные полисы ОСАГО, последовало введение новых критериев для компенсационных выплат. В марте 2017г. был установлен приоритет натуральных способов компенсации и возмещения ущерба над денежными выплатами. Таким образом, страховые компании теперь должны ремонтировать автомобили владельцев, а не выплачивать денежные компенсации как прежде.
Законодателем был установлен порядок обязательного восстановления транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия. В результате длительной работы над законопроектом было принято решение довольно серьезно скорректировать содержание закона об ОСАГО.
В первую очередь, изменения затронули злостных нарушителей правил дорожного движения, а также повлекли за собой повышение стоимости страхового полиса. Был видоизменен коэффициент мощности вашего автомобиля, появился новый список транспортных средств, для которых страхование является обязательной процедурой. Также был изменен порядок подачи заявления в страховую компанию и увеличена максимальная сумма ущерба, при которой возможно оформление Европротокола. Изменения коснулись и сроков проведения повторной экспертизы ТС. Иностранным гражданам также придется теперь приобретать полисы ОСАГО в соответствии с нашими условиями и положениями международных обязательств.
Основные же поправки, которые были введены в закон об ОСАГО – это замена выплаты денег натуральным возмещением причиненного ущерба – то есть, полного восстановительного ремонта ТС в сервисном автоцентре. Пострадавший в дорожно-транспортном происшествии может сам выбрать станцию для ремонта автомобиля, но выбор должен быть осуществлен из перечня станций, с которыми сотрудничает страховая компания (причем должен быть заключен соответствующий договор). Ущерб, понесенный в результате ДТП, таким образом компенсируется посредством полного восстановления автомобиля без денежных компенсаций.
Данная мера ставит своей целью снижение случаев мошенничества с ОСАГО, которые в последние годы приняли массовый характер.
Поскольку альтернативы закон не предусматривает, от владельцев транспортных средств ожидается более ответственный подход к поведению на дороге. Поскольку восстановить автомобиль труднее, чем просто заплатить определенную сумму денег, закон вынуждает водителей и владельцев транспортных средств относиться более внимательно как к езде, так и к передаче управления автомобилем каким-либо третьим лицам.
Данные коррективы существенно изменяют порядок возмещения ущерба и со стороны страховщиков. Стоит так же отметить, что восстанавливать ТС страховые компании обязаны только легковые, так как такое правило будет распространяться только на легковые автомобили. Поправки не говорят о том, что водитель вообще не может рассчитывать на получение компенсации в виде денежных средств. Но закон с дополнительными изменениями вводит большое количество ограничений и преград. К примеру, если после аварии автомобиль не подлежит восстановлению, поправки применяться не будут. Если в случае ДТП был причинен вред третьим лицам или полное восстановление автомобиля превысило максимальную страховую сумму, то тогда владелец автомобиля вправе рассчитывать на компенсацию в виде выплаты денежных средств, а не на восстановительный ремонт транспортного средства, поскольку последний просто невозможен или нецелесообразен.
В то же время, хотя подводить итоги реформы еще рано – закон вступил в силу недавно, представители страховых компаний утверждают, что реформа ОСАГО повлекла за собой новые убытки для страховых компаний. Ведь законом запрещено использовать старые запчасти, а автомобили страховщики должны ремонтировать без учета фактора износа. Страховщики вынуждены покрывать эти убытки из других ресурсов. Создается нездоровая ситуация, что говорит о необходимости дальнейшего пересмотра и совершенствования нормативно-правовых актов, регулирующих сферу ОСАГО.