Как оформить работника на работу: Советы предпринимателям от юриста Андрея Лисова

Опубликовано в: Новости, Право
Теги: , , , ,

Как оформить работника на работу: Советы предпринимателям от юриста Андрея ЛисоваЕсли бизнес складывается удачно, то рано или поздно наступает момент, когда предприниматель начинает нуждаться в помощниках, а то и в целом штате сотрудников. Некоторые предприниматели «по старинке» пытаются использовать неоформленных работников, выплачивая им зарплату наличными – в обход налогов и обязательных взносов, но такая схема постепенно уходит в прошлое.

Сейчас безопаснее официально оформлять отношения с работником – это позволяет избежать множества проблем и с налоговыми органами, и с самими работниками в случаях, например, нанесения ими ущерба фирме.
С чего начать найм работников в открывающуюся организацию? Во-первых, необходимо подобрать кандидатов на вакансию и выбрать из них наиболее подходящего человека, внушающего доверие. Во-вторых, надо заключить с ним договор, выбрав форму договора – трудовой или гражданско-правовой. В-третьих, если заключен трудовой договор, то необходимо оформить все кадровые документы о приеме нового сотрудника на работу. Если работник нанят по трудовому договору, то нужно зарегистрироваться как работодатель в фонде социального страхования.

Сейчас есть две основные формы договоров с работниками. Первая – трудовой договор, содержание которого прописано в ст. 57 ТК РФ. Это то самое классическое оформление на работу «с трудовой книжкой». Трудовой договор заключается, если должность работника предполагает систематическое выполнение определенных функций – например, это экспедитор, который каждый день с 10 до 19 развозит товар по торговым точкам. Заключив трудовой договор, работодатель может требовать от сотрудника работы в строго определенное время по установленному графику. Чтобы заключить трудовой договор, кандидат на вакансию пишет заявление, а организация – приказ о приеме на работу. Затем необходимо принять от работника документы, необходимые для оформления: 1) паспорт, 2) трудовую книжку (или завести ее, если кандидат устраивается на работу впервые), 3) свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС), 4) документы воинского учета (военный билет или приписное свидетельство), 5) документы об образовании, квалификации, переподготовке, наличии дополнительных знаний и навыков (если того требует должность, на которую устраивается кандидат). После подписания трудового договора возникают трудовые отношения (ТК РФ. Статья 15. Трудовые отношения).

Надо помнить, что заключая трудовой договор, организация обязана обеспечить сотруднику: 1) регулярную заработную плату, 2) размер заработной платы не ниже МРОТ, 3) оплачиваемые отпуска, 4) больничные, 5) пособия, 6) компенсационную выплату при увольнении. Работник получает максимум социальных гарантий (ТК РФ Раздел VII) именно в случае полного оформления по трудовому договору, а в его трудовой книжке (ст.66 ТК РФ) делается соответствующая запись. Такая модель трудоустройства подходит большим организациям с многочисленным штатом сотрудников, работающих на территории организации и регулярно.
Более выгоден для работодателя, особенно если наемные работники выполняют разовые операции или проекты, гражданский договор. Он предоставляет больше свободы работнику, например – возможность трудиться дома, в любое удобное время, и направлен лишь на обеспечение выполнения тех задач, для которого и заключался договор. Здесь важен конкретный результат, а не процесс. Работодатель не предоставляет работнику все те социальные гарантии, которые предусмотрены в случае оформления по трудовому договору. Это значительно экономит средства работодателя.

Если организация лишь изредка нуждается в определенных услугах, целесообразно нанимать сотрудников по трудовому договору. Например, если организация хочет создать свой сайт, вряд ли есть смысл оформлять специалиста – разработчика сайтов, который после завершения работы будет сидеть без дела, но получать зарплату и все социальные гарантии. Предприниматель, в то же время, должен понимать, что он не сможет привлекать такого работника к выполнению задач, не предусмотренных гражданским договором, устанавливать график рабочего дня, о котором не было речи в договоре. Т.е., для предпринимателя заключение гражданского договора несет не только плюсы, но и возможные риски.
В последнее время все больше компаний переходит на аутсорсинг, заключая гражданские договора. Это объясняется прямой финансовой выгодой, экономией финансовых и организационных ресурсов организации или предпринимателя.

Юрист Лисов Андрей Иванович, имеет высшее юридическое образование.
Прошел повышение квалификации в Высшей Школе Экономики по программе «Ценные бумаги» .

Имеет большой опыт работы в юридических компаниях и судебным приставом – исполнителем УФССП по Москве. Опыт работы 7 лет.
Специализируется на защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, семейном праве, гражданских делах, авторском праве, наследственных делах, жилищных спорах, арбитраже и исполнительном производстве любой степени сложности.
Автор множества статей в ведущих СМИ.

Поделиться в соц.сетях:
Change this in Theme Options
Change this in Theme Options