Бизнес пересматривает статью расходов на корпоративные подарки и заодно меняет сам подход к поздравлению партнеров.
Корпоративные подарки — это та статья расходов, которую можно назвать хоть и желательной, но все-таки необязательной. Поздравление партнеров — вопрос бизнес-этикета. Но когда провожаешь год, который для большинства предпринимателей оказался, мягко скажем, испытанием на прочность, вопросы подарков можно и пересмотреть. От многолетней традиции корпоративных подарков компании не отказались. Вопрос — как они ее соблюдают.
Производители и продавцы привычной корпоративной атрибутики вроде календарей, ручек, кружек, игрушек отмечают падение спроса год к году. В предыдущие годы спрос на елочные игрушками с логотипами брендов под Новый год был неизменно очень высоким, в этом году все изменилось, говорит генеральный директор компании «Russian Елка» (занимается производством эксклюзивных елочных игрушек) Светлана Емельянова:
Светлана Емельяновагенеральный директор компании «Russian Елка»«Где-то процентов на 15, наверное, заказы отпали, просел рынок. Специализируемся на новогодних корпоративных подарках, изготавливаем различные елочные украшения для компаний с логотипом или с изображением компании. В этом году, к сожалению, столкнулись с уменьшением бюджета. Где-то корпоративные подарки вообще отменялись после долгого согласования в связи с тем, что отменялись мероприятия, на которых должны были данные подарки раздаваться. Стали больше заказывать дешевые коробочки. Раньше брали ларцы из дерева и так далее, в этом году спрос как-то попроще. Что касается шаров с логотипом, раньше это считалось эконом-подарком, дешевым, сейчас шар получается по стоимости практически как шар с россыпью».
Печать логотипа на шарике подорожала из-за нехватки болванок, говорит Светлана Емельянова. Возникает парадоксальная ситуация, есть заказ, но выполнить его невозможно из-за дефицита сырья, которое раньше везли из Европы.
С похожей ситуацией сталкиваются типографии, которые делают традиционные брендированные корпоративные календари и ежедневники. Дефицит качественной бумаги умножается на нехватку запчастей к типографским машинам. Клиент приходит и уходит, когда узнает, что ждать выполнения заказа нужно три месяца.
Бизнес смотрит и в сторону необычных подарков с социальной или эко-составляющей закупок, но и здесь у продавцов и производителей не все гладко. Из России ушли многие заказчики таких благотворительных презентов, говорит управляющий партнер компании BuySocial Любовь Ермолаева:
Любовь Ермолаевауправляющий партнер компании BuySocial«У нас там своя такая особенная ниша, это корпоративные подарки необычные, они созданы часто вручную в инклюзивных предприятиях людьми с инвалидностью, пожилыми людьми в глубинке, выпускниками детских домов или из переработанных материалов. И у нас были корпоративные клиенты, которые были очень привержены этой цели, покупать именно такого плана подарки, поддерживая при этом других людей, которым сложнее, чем нам. К сожалению, в этом году некоторые из наших клиентов — это международные компании, которые покинули Россию, поэтому мы, конечно, тоже не получили от них заказы. Но компании, остающиеся в России, все равно заказываются и в этот кризисный год подарки, потому что это такая важная составляющая коммуникации с партнерами, сотрудниками».
По словам представительницы компании BuySocial, популярностью пользуются те же подарки, что и всегда — товары для дома, для уюта, для праздничного стола, посуда. Активно берут бизнес-партнерам сладости, чай и посуду в форме символа года — зайца. Спрос изменился, но средний чек тот же.
Корпоративные подарки закупают также в антикварных салонах. Причем спрос на исторический презент не изменился по сравнению с прошлым годом, но вот тренд немного поменялся — теперь предпочитают подарки с «налетом» политики, рассказал Business FM владелец антикварного шоурума Антон Лукьянов:
— Мы чувствуем точно такой же спрос, как и год назад. В ноябре и декабре продажи были выше на 50-70%, чем среднемесячные. Корпоративные подарки, по моим наблюдениям, — это статуэтки, также берут бюсты, хорошо оформленные книги в кожаных и инкрустированных обложках. Берут бюсты каких-то политических деятелей, в том числе и современных, — то, что можно поставить на стол руководителю в кабинет.
— Кого, например?
— Путина. Пожалуй, сейчас Сталина чаще. Цена зависит от размера и качества исполнения — есть и по 5 тысяч рублей, и по 25 тысяч. Кстати, Ленина тоже активно берут.
По словам Антона Лукьянова, корпоративные подарки закупают как на 100 тысяч сразу, так и на 5 тысяч. Причем, основные покупатели бюстов и статуэток — женщины. Они же любят старинные елочные игрушки. В целом опрошенные Business FM компании отмечают, что традиция корпоративного подарка не исчезла, она трансформировалась, изменилась, но точно все еще с нами.
Комментарии пока не опубликованы.