Для снижения нагрузки на малый бизнес Белый дом предлагает дать предпринимателям возможность возвращаться на упрощенную систему налогообложения после того, как они покинули ее из-за роста объема выручки и численности персонала. В деловых сообществах новый переходный режим от упрощенной к общей системе налогообложения называют востребованным, но в предложенной правительством конструкции — недостаточно эффективным.
Правительство намерено смягчить для малого бизнеса условия вводимого переходного периода между упрощенной и общей системами налогообложения. Напомним, сейчас субъекты МСП, у которых доходы не превышают 150 млн руб. в год, а численность сотрудников — 100 человек, вправе применять «упрощенку»: вместо многих налогов платить один — по ставке 6% с дохода или 15% — с доходов минус расходы.
В феврале Госдума приняла законопроект о переходном периоде, который призван смягчить тяжесть такого перехода. При годовой выручке до 200 млн руб. и средней численности сотрудников до 130 человек у таких компаний будет особая «упрощенка» с более высокими ставками: 8% — на доходы или 20% — на прибыль. При этом по редакции первого чтения было не вполне понятно, что ждет такие компании дальше.
Сейчас правительство предложило поправки ко второму чтению проекта. Как пояснил вчера на заседании кабмина премьер-министр Михаил Мишустин, «чтобы усилить эффект» от применения новой меры.
Как пояснили “Ъ” в Минэкономики, после повышения ставок до 8% и 20% из-за временного роста выручки и численности персонала компании смогут вернуться к стандартным 6% или 15% — если вновь будут соответствовать критериям «упрощенки». По оценке ведомства, такой механизм может быть востребован 22 тыс. организаций. Как полагают в Минэкономики, принятие закона о переходном режиме будет стимулировать малый бизнес к росту, но в дальнейшем для налогоплательщиков, утративших право на «упрощенку», «необходимо создать условия для плавного увеличения фискальной нагрузки на общей системе налогообложения».
Автоматический перевод на общую систему налогообложения мешал бизнесу и возникал, например, после получения крупного контракта, притом что в дальнейшем показатели компании возвращались к прежним. Инициативу «Опоры России» о переходном периоде Минэкономики и Минфин поддержали еще в 2016 году, но к ее активному обсуждению власти вернулись при работе над мерами поддержки бизнеса в период коронавирусных ограничений.
Замглавы департамента законотворческой деятельности ТПП Александр Селиванов указывает, что предприятия не готовы к переходу на общий режим и для сохранения льгот прибегают к недобросовестным практикам — дроблению компании. «ФНС отслеживает это, но такие компании появляются в основном из-за отсутствия плавного перехода между УСН и ОСН»,— поясняет он. По словам эксперта, переходный режим мог бы действовать на базе упрощенной системы с постепенным увеличением ставки по мере роста выручки. Общая же система предусматривает рост и административной нагрузки (повышение требований к отчетности, переход на электронный документооборот и прочее).
С ним согласен глава «Опоры России» Александр Калинин. Он считает, что переходный режим должен действовать для компаний, не готовых к росту административной нагрузки. Также новый режим должен сохранить действующее для УСН уменьшение налогооблагаемой базы по НДС за счет вычета страховых взносов. Участниками нового режима могли бы стать компании с доходами от 300 млн до 4 млрд руб. при повышении потолка отнесения к УСН до 300 млн руб. и к числу субъектов МСП — до 4 млрд руб. (сейчас это 150 млн и 2 млрд руб.).
По данным мониторинга Центра стратегических разработок (ЦСР), 22% компаний на ОСН допускают переход на «упрощенку». Это более половины публичных коммерческих компаний и около трети компаний в сфере энергетики и ресурсов, а также строительства и недвижимости — плюс две трети опрошенных индивидуальных предпринимателей. «Готовность к возврату на УСН свидетельствует о сокращении доходов компаний, снижении численности сотрудников и потребности в основных средствах»,— поясняет руководитель направления налоговой политики ЦСР Левон Айрапетян. Предпринимателям такой маневр позволит поддержать ослабевший бизнес, однако от ухода даже 10% компаний с общего налогового режима бюджет, по оценкам экспертов, может терять по 250 млрд руб. в год.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4407287
Комментарии пока не опубликованы.