Пленум Верховного суда разъяснил, как применять уголовное право. Конфискация имущества в уголовном судопроизводстве является довольно широко применимой мерой, однако в современной России существовали определенные проблемы, связанные с нормативным обеспечением конфискации.
Поэтому сразу целый ряд правоохранительных органов внес свои предложения об урегулировании порядка конфискации имущества. Так, Министерство юстиции РФ выступило за уточнение перечня подлежащих конфискации предметов, которые могли быть задействованы при совершении преступления, а Генеральная прокуратура РФ подчеркнула необходимость возможности заявления ходатайства об аресте имущества в ходе судебного разбирательства, а не только до суда.
Пленумом Верховного суда РФ в июне 2018 г. было принято Постановление «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве». Если охарактеризовать вкратце его суть, то постановление направлено на обеспечение дополнительной возможности для судов лишать граждан их имущества без уголовного преследования.
Теперь суды смогут конфисковать имущество не только у подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам, но и у граждан, чье имущество могло быть использовано для совершения каких-либо преступлений. Очень интересен и момент, что имущество конфисковывается не только у тех лиц, которые знали, но и которые «должны были знать» о том, что оно будет использовано для совершения преступлений. Как будет доказываться факт того, что гражданин должен был знать об использовании его имущества для совершения преступлений, неизвестно.
Безусловно, постановление Пленума ВС РФ создает определенные риски, которые в условиях специфики правоприменения в современной России могут быть очень существенными. Наиболее «проблемные» направления применения постановления Пленума ВС РФ – экономические преступления, преступления коррупционного характера (взятка, взяткодательство, коммерческий подкуп) и преступления террористической и экстремистской направленности.
Так, если говорить об экономических преступлениях, то мы знаем, что многие уголовные дела по ним являются сфабрикованными с целью ликвидации конкурентов или «отжатия» бизнеса и присвоения какого-либо имущества. Теперь конфискация будет позволена и в отношении имущества третьих лиц, не являющихся подозреваемыми и обвиняемыми, что еще больше расширит возможности потенциальных рейдеров. По делам о преступлениях коррупционного характера вводится очень интересная норма — деньги, ценности и иное имущество, переданные в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат конфискации даже в том случае, если взяткодатель добровольно сообщил о своем преступлении и был освобожден от уголовной ответственности.
Что касается преступлений террористической и экстремистской направленности, то их трактовка (особенно если говорить об экстремистской деятельности) весьма расплывчата. Уголовно-репрессивные меры по делам о совершении преступлений экстремистской направленности применяются все чаще, что создает условия и для конфискации имущества третьих лиц. Например, молодой человек использовал имущество родителей для совершения преступления – получается, что это имущество можно будет конфисковать. Речь идет о сотовых телефонах, компьютерах, копировальной технике, деньгах и любых других предметах и ценностях, которые могли использоваться при совершении преступлений террористической и экстремистской направленности.
Возможность конфискации имущества у невиновных в совершении преступлений лиц серьезно беспокоит российских правозащитников. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что данный вопрос нуждается в дальнейшей проработке. В противном случае российские суды уже в ближайшее время могут столкнуться с серьезной дополнительной нагрузкой, поскольку люди будут требовать отмены постановлений о конфискации имущества. Возрастет количество судебных исков, а в целом данная мера приведет лишь к дальнейшему росту социально-политической напряженности в стране.
Адвокат Илья Рейзер
Комментарии пока не опубликованы.