Закон о такси, который писали с 2015 года, принят Госдумой в третьем чтении. Документ регулирует работу такси в России, взаимоотношения агрегаторов и перевозчиков, ответственность сторон в случае ДТП. Текст законопроекта предполагает создание трех региональных реестров такси: реестр служб заказа, реестр региональных перевозчиков легковых такси и реестр региональных легковых такси.
Кроме того, документ вводит ограничения на допуск к управлению такси. Водитель не сможет работать, если имеет более трех неуплаченных штрафов за нарушение ПДД, кроме того, водителем такси можно будет только через год со дня восстановления права управления автомобилем после его лишения.
Водитель обязательно должен заключить трудовой договор с перевозчиком, но при этом водителю разрешается и работать как самозанятому. Еще одним пунктом в новом законе являются требования к водителю и к внешнему и внутреннему виду автомобиля. Председатель общественного движения «Форум такси» таксист Олег Амосов считает, что законопроект не соответствует тому, что необходимо отрасли:
Олег Амосовпредседатель общественного движения «Форум такси», таксист«Сам по себе законопроект нужен, мы его ждем уже больше восьми лет, и отрасль в нем нуждается, но в таком виде, в каком сейчас законопроект подготовлен, хотя в начальную версию была внесена масса правок, все равно он еще неработоспособен. Он противоречит во многих пунктах сам себе. Более трех штрафов, значит, нельзя водителю работать в такси, пока не погашены штрафы. У нас штрафы приходят на 90% с камер наружного наблюдения, они приходят на автомобиль. Если этот автомобиль водитель взял в аренду, а предыдущий водитель, который ездил на этом автомобиле, не заплатил штрафы, кто виноват? Плюс, например, разрешение у нас, в новом законопроекте написано, что самозанятый имеет право получить разрешение на вид деятельности «такси», и при этом уже прописан ряд полномочий, то есть водитель должен быть трудоустроен, для заключения договора должен обязательно быть ИП или ООО. В текущей редакции чего добились агрегаторы? Они добились отмены защиты прав потребителей, то есть сейчас там вся ответственность агрегатора. То есть если с пассажиром что-то случилось или мы передали как-то заказ непонятно кому, то какая-то суммарная, какая-то непонятная ответственность. После принятия этого закона потребитель, то есть обычный пассажир, даже не сможет пойти куда-либо пожаловаться. Плюс дополнительно вводятся три реестра: в одном учитываются водители, в другом учитываются автомобили, потому что разрешение у нас выдается на автомобиль, и третий — общий реестр. Мы догадываемся, таксисты все догадываются, насколько сложно будет составить такой реестр где-то в региональной глубинке, это вообще нереально».
Документ вводит ограничения на допуск к управлению такси. Препятствием для работы в такси является неснятая или непогашенная судимость по так называемым тяжелым статьям.
Еще одним пунктом в новом законе являются требования к водителю, к примеру, стаж вождения три года и знание русского языка, а также к внешнему и внутреннему виду автомобиля. Кроме того, закон обязывает службы заказа такси полгода хранить сведения о заказах. Ведение реестров — это просто лишняя работа для участников рынка, считает директор по развитию ГК «Петербургское такси 068» Виктор Соловьев:
Виктор Соловьевдиректор по развитию ГК «Петербургское такси 068»«Реестры — лишняя работа. Ни для кого не секрет, что мы и так передаем данные в городской информационный центр, и оттуда их может черпать любое силовое ведомство, поэтому я не вижу необходимости в создании дополнительных реестров. Что касается самого законопроекта, выстраданный агрегаторами, этот законопроект прошел, то есть станет законом, выстраданный — это я в кавычках говорю, они лоббировали все эти восемь лет именно то, чтобы не нести ответственность перед пассажирами. То есть раньше это возлагалось на перевозчиков, все-таки там говорили, что мы сдали автомобиль в аренду, мы его сдавали не под такси, что там происходило, мы не знаем. Но если раньше еще можно было выиграть через суд какие-то отдельные дела у того же «Яндекса», теперь, насколько я понимаю, с этим законом это будет сделать довольно затруднительно».
Новый закон предполагает, что города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) и граничащие с ними субъекты смогут устанавливать минимальный размер тарифа на перевозку. В итоговом варианте депутаты отказались от идеи ввести запрет на иностранное владение агрегаторами такси, под который мог попасть «Яндекс».
Комментарии пока не опубликованы.