Индекс включает три составляющие: культуру предпринимательства, личные качества и предпринимательскую экосистему (экономические условия ведения бизнеса, динамику деловых показателей, доступность образования и детской инфраструктуры). Он изменяется в диапазоне от 0 до 100; в опросе приняли участие более 1000 женщин, живущих в российских города с населением выше полумиллиона человек, и более 500 женщин, которые руководят или владеют малым и средним бизнесом.
1. Доля женщин, готовых открыть свой бизнес, снизилась до 52%.
Почти треть предпринимательниц заявила об ухудшении условий для начала бизнеса в своем регионе. Основные проблемы – налоговая нагрузка, нестабильная экономическая ситуация, снижение покупательной способности населения и административные барьеры. Тех, у кого своего бизнеса нет, чаще всего останавливают отсутствие времени и денег и психологические барьеры: неуверенность в себе, наличие маленьких детей.
Чаще всего женщины задумываются о бизнесе в сфере услуг – и на деле 53% уже существующих компаний, принадлежащих женщинам, относятся именно к этому сектору.
2. Почти половина женщин не рассчитывают на поддержу близких, когда решают открыть свое дело.
54% опрошенных женщин считают, что семья, друзья, родственники и коллеги поддержали бы их решение создать собственный бизнес. Остальные ответили, что близкие не разделили бы их энтузиазм (таких 34%) или даже отнеслись к этому негативно (12%). Хуже дела обстоят для женщин старше 45 лет: только 39% из них могут рассчитывать на поддержку. Зато среди опрошенных в возрастных группах от 18 до 36 лет таких 60% и более. В целом, главный барьер для начала собственного дела — отсутствие финансовых возможностей̆ для старта, о нем говорят 34% женщин.
3. Более 40% женщин-предпринимательниц получили дополнительное бизнес-образование.
Почти четверть опрошенных отметила, что использует полученные знания в повседневной работе, еще 45% это помогает решать определенные задачи. Для остальных дополнительное образование оказалось неэффективным. Из тех, кто отказался от этой идеи, 42% чувствуют себя уверенно и без специального образования, 22% не могут найти на него времени, а 9% отмечают, что его стоимость слишком высока.
4. Только 19% предпринимательниц в последние полгода привлекали финансирование.
В большинстве случае (65%) оно было необходимо на пополнение оборотных средств компании. Чаще всего женщины брали деньги в долг у друзей, родных и знакомых – именно к этому способу прибегали 43% предпринимательниц. Еще 36% оформляли в банках потребительские кредиты для физических лиц. Лишь пятая часть получила банковские кредиты, ориентированные на малый и средний бизнес. «Такая ситуация свидетельствует о низком уровне доступности финансовых ресурсов для бизнеса», — подчеркивают авторы исследования. Половина опрошенных говорят, что получить ресурсы было сложно, среди основных трудностей называя высокие процентные ставки (по данным финансового портала Банки.ру, в феврале 2017 года средняя ставка по кредитам для МСБ составила 16,6%, снизившись в годовом выражении примерно на 1 п.п.), большой объем требуемых документов и необходимость предоставлять залог. Треть опрошенных ожидают, что в ближайшие полгода доступность финансовых ресурсов снизится.
5. Всего 5% предпринимательниц экспортируют свою продукцию.
75% опрошенных женщин-предпринимателей реализуют продукцию и услуги только в своем регионе. 94% компаний изначально не ориентированы на то, чтобы продавать продукцию за рубеж, а три четверти респондентов даже не хотят заниматься экспортом.
6. 12% предпринимательниц испытали трудности с совмещением семьи и работы.
По их словам, с рождением ребенка их бизнес ухудшился, им не хватало времени ни на семью, ни на работу. Правда, более половины всех предпринимательниц-респондентов начали свое дело после рождения детей – так что этот показатель «потенциально может быть значительно выше», отмечают авторы исследования. Тем не менее, 13% женщин-бизнесменов говорят, что с рождением детей ситуация, напротив, стала лучше. Пятая часть опрошенных убеждены, что появление детей вообще не повлияло на их подход к работе. Большинство предпринимательниц – порядка 60% — пользуются услугами учреждений для дошкольников.
7. Предпринимательницы чаще других женщин довольны своей личной жизнью.
57% из них отмечали улучшения своей личной жизни, хобби и интересов за последний квартал – против 42% в группе опрошенных, у которых нет своего бизнеса. Зато женщины-бизнесмены чаще отмечали ухудшение своих профессиональных качеств: 21% дали именно негативную оценку – против всего 5% во второй группе. Руководитель направления корпоративных исследований НАФИ Ольга Стасевич говорит, что возможное объяснение этого, казалось бы, контринтуитивного результата, в том, что предпринимательницы чаще участвуют в программах обучения и в целом чаще задумываются о своих компетенциях – а потому более критично к себе относятся.
Источник: http://www.forbes.ru