Территория Арктической зоны расположена на 6 млн кв. километров, из них около половины площади занимает акватория. Арктическая зона Российской Федерации — важнейший стратегический регион и уникальная кладовая природных ресурсов.
К примеру, объемы газа, добываемые в северных регионах Российской Федерации, составляют порядка 80% от общего объема добычи, здесь добывается 90% объемов никеля и кобальта, огромное количество нефти и других ценных природных ресурсов. Арктическая зона, при населении всего 1,7% всего населении страны, производит около 20% внутреннего валового продукта.
К сожалению, большинство месторождений было открыто еще во времена Советского Союза и используются до сих пор. Открытие и разработка новых месторождений требует огромных затрат, однако при рациональном и грамотном подходе все эти затраты будут оправданы. В 2014 году Постановлением от 21 апреля 2014 года №366 запущена государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года» включающая мероприятия отраслевых государственных программ Российской Федерации, реализуемые в Арктической зоне.
В рамках данной программы предусмотрено развитие социально-экономической составляющей региона, возобновление активных научных исследований региона и открытие новых месторождений, защита окружающей среды от загрязнений, являющихся следствием добычи полезных ископаемых и сохранение уникальной природы Арктической зоны, сохранение и развитие основных источников существования местного населения, в частности, таких, как оленеводство.
Предполагается, что к 2030 году 30% всего объема добычи нефти в Российской Федерации будет добываться на шельфе. Уже открыто гигантское месторождение «Победа» в Карском море, успешно реализуется проект «Ямал СПГ», запущено месторождение «Бованенковское», растет добыча нефти в месторождении «Приразломное». Однако, в свете последних событий, крупнейшим российским компаниям пришлось отложить сроки начала добычи нефти на новых участках в Арктике, так как в достижениях большая доля принадлежит иностранным партнерам. К сожалению, антироссийские санкции не самым благоприятным образом сказываются на международном сотрудничестве, тогда как процесс импортозамещения является достаточно длительным.
Учитывая экстремальные природно-климатические условия северного региона, необходим особый подход к его использованию и охране его природы. Строительство трубопроводов, дорог, инфраструктуры неизменно отразится на экологии региона, серьезной проблемой является вывоз и утилизация промышленных отходов.
В настоящее время в России ежегодно происходит около 20 зарегистрированных аварий, сопровождающихся разливом нефти. Происходит это чаще всего из-за сильной изношенности коммуникаций и трубопроводов. В суровых климатических условия северного региона последствия подобных аварий могут быть гораздо более плачевными, нежели в среднем и южном регионах.
Помимо традиционных углеводородов, на территории Арктики имеются иные стратегически важные месторождения. В первую очередь, гигантские залежи, уникальные в мировом масштабе, редкоземельных элементов. Например, Танторское месторождение ниобия. Тут надо отметить, что без редкоземельных элементов вообще невозможны технологии пятого и шестого технологического уклада, а названное месторождение огромно и уникально в планетарном масштабе, и такие же месторождения, возможно, есть рядом.
Кроме того, неподалеку от Танторского месторождения есть залежи импактных алмазов. Запасы на миллионы карат. Это совершенно уникальное новое сверхтвердое сырье для инструментальной промышленности, обработки, резки, бурения. Потребности мировой экономики в этом сырье очень большие, уже сейчас требуется около 3 млрд карат ежегодно, а мы можем стать фактически монополистами. Другого такого месторождения просто нет.
Добыча редкоземельных элементов в Арктике является одним из самых интересных направлений в развитии этого региона. Газовые и нефтяные месторождения требуют вложений, исчисляемых миллиардами долларов, а эти месторождения на начальном этапе требуют 20-30 млрд руб. Набор элементов огромный, 18 наименований только в одном месторождении, и очень высокая их концентрация в руде. Если у нас в тонне руды содержится пять грамм золота – это очень хороший результат, хорошая руда и хороший бизнес. 5 грамм стоит $150. Получается, что в тонне руды «сидит» $150. Танторское месторождение, для сравнения, дает $11 тыс. с одной тонны.
В период с 2002 до 2014 год в центральной части Арктического бассейна Российской Федерации было проведено 9 уникальных комплексных геолого-геофизических экспедиций с использованием научно – исследовательских и атомных ледоколов. Выполнены батиметрические наблюдения с многолучевым эхолотом, комплексные сейсмические исследования МОВ-ОГТ и ГСЗ, аэрогеофизические наблюдения (магниторазведка, гравиразведка) и геологическое опробование на главных структурах Амеразийского и Евразийского бассейнов. 3 августа 2015 года Российская Федерация подала в Комиссию свое Частично пересмотренное Представление в отношении континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане.
На сегодняшний день правовое регулирование хозяйственной деятельности в Арктической зоне регламентируют более пятисот нормативно-правовых актов, в том числе Федеральные законы «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и принадлежащей зоне Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «О гидрометеорологической службе» и многие другие.
в 2009 году была обнародована Единая государственная стратегия изучения и освоения нефтегазового потенциала континентальных шельфов России, подписанная президентом Д.А. Медведевым, согласно которой развитие нефтегазовых месторождений на шельфах в морях Северного Ледовитого океана становится из главных приоритетов на период до 2020 года. Стратегия предполагает, что к 2020 году Арктическая зона станет ведущей стратегической ресурсной базой РФ.
В целом государственную стратегию в отношении хозяйственной деятельности в Арктической зоне определяют:
- Стратегия национальной безопасности от 31 декабря 2015 года;
- Основы государственной политики в Арктике до 2020 года;
- Стратегия развития Арктической зоны и обеспечение национальной безопасности до 2020 года;
- Государственная программа Российской Федерации «Социально – экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года;
- Стратегия изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа до 2020 года;
- Морская доктрина Российской Федерации;
- Отраслевые стратегии – энергетическая, транспортная и другие.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день Арктика стала территорией, где сталкиваются политические и экономические интересы многих развитых и развивающихся стран. Противоречия преследуемых целей государствами, претендующими на территорию Арктики привели к росту международной напряженности и возрастании вероятности возникновения международных конфликтов.
Причин обострения в настоящее время геополитической борьбы в Арктике несколько, однако главных из них, помимо богатства ресурсов – существующий в настоящее время юридически неопределенный статус национальных границ в регионе.
В настоящее время претензии на ресурсы арктического шельфа предъявляют также США, Канада, Норвегия и Дания, которая считает своей территорией и Гренландию, имеющую значительную автономность. Не так давно Дания провела собственную арктическую экспедицию, однако ее результаты, во многом разочаровали организаторов, поскольку поставленные цели по сбору доказательств принадлежности Дании других полярных территорий не были достигнуты. Канада же настаивает, что хребет Ломоносова в Арктике является частью ее территории и намерена доказать это в ООН.
В свою очередь США претендуют на ту часть морского дна в северной части Чукотского плато, которая граничит с Аляской, а для доказательства своих прав в рассматриваемом районе американцы также направляли аналогичные экспедиции. Однако по международным нормам США могут заявить свои претензии лишь на относительно небольшой сектор Арктики. Как следствие, из Вашингтона все чаще раздаются предложения о международном использовании арктических ресурсов и необходимости открытого допуска к ним транснациональных корпораций.
Серьезную геополитическую позицию занимает Норвегия, которая в 2006 году утверждала в ООН, что хребет Ломоносова начинается на ее территории. В 2009 г. комиссия этой организации признала претензии Норвегии на участок шельфа в Баренцевом море (площадью в 235 тысяч км2), из которых 175 тысяч км2 считались с 1926 г. арктическим сектором нашей страны. Интересно и то, что в спор за Арктику включилась даже Великобритания, которая претендует на богатую углеводородами территорию радиусом более 200 морских миль и предпринимает попытки доказать свои права на скалу Рокалл, которую считают своей также Исландия и Дания. Кроме того, в последние годы активизируют свои действия в Арктике также Германия, Южная Корея и Китай, пытающийся приобрести 300 км2 островной территории Исландии с целью создания своего форпоста на пути из Поднебесной в Европу и обратно через Северный морской путь.
В целом, по большинству территориальных проблем Арктики каждая из участвующих в решении спорных вопросов страна преследует свои собственные интересы. Тем не менее, в одном вопросе геополитические конкуренты России достаточно быстро выработали практически единую позицию – это требование интернационализации Северного морского пути, контроль над которым принадлежит России.
Именно поэтому возросшая активность России в Арктике (экспедиция «Арктика-2007» в район Северного полюса и поход туда в 2010 г. исследовательского судна «Академик Федоров» и атомного ледокола «Ямал») вызывала бурную негативную реакцию на Западе. Ведь их основными задачами как раз и являлся сбор материалов для обоснования права России на расширение своей экономической зоны в Северном Ледовитом океане. В российской заявке в Комиссию ООН по внешним границам континентального шельфа, проходящий под вечными льдами Северного полюса подводный хребет Ломоносова предложено считать продолжением Сибирской континентальной платформы. То же касается и хребта Менделеева, расположенного восточнее. Юридически это означает, что запрашиваемые территории находятся в области «континентального шельфа», принадлежащего России.
Существует весьма справедливое мнение, что истинная причина охлаждения отношений России и Запада кроется именно в борьбе за принадлежность арктической территории. Учитывая плотную привязку экономики нашей страны к цене на углеводороды, были созданы искусственные условия падения цен на нефть, санкционная политика западных партнеров также была направлена на ослабление российской экономики. Стоит заметить, что падение цен на энергоносители случилось именно после сообщения Российской Федерации о открытии месторождение «Победа» в Карском море, однако себестоимость добычи нефти в суровых арктических условиях составляет порядка 85-90 долларов США за баррель, что при нынешних ценах делает добычу нерентабельной.
Однако при всех сложностях освоение Арктики должно стать для Российской Федерации одним из крупнейший национальных проектов, по размаху и масштабу сопоставимому со строительством Байкало-Амурской магистрали. Искусственно сдерживаемые цены на нефть не смогут продержаться долго, так как экономики многих стран зависят от цен на энергоресурсы, но поддержка государства, привлечение грамотных специалистов и разработка нового технологического оборудования поможет отстоять России законные права на территориальную принадлежность Арктики. Безусловно, в правовом регулировании Арктической зоны еще огромное множество проблем и недоработок, необходим более детальный подход к проблемам экологической безопасности региона, к защите прав коренного населения, требуется провести огромную работу по привлечению в регион специалистов и созданию нормальных условий для жизни на длительный период времени. Обстоятельства заставляют уходить от привязки к иностранным составляющим в изучении, разработке и открытии новых месторождений и поддержании уже функционирующих.
English version
Attorney Ilya Raiser about the geopolitical conflict associated with claims to the Arctic’s Western partners.
The territory of the Arctic zone is located on the 6 million square kilometers, about half of it is the water area. Arctic zone of the Russian Federation is the key strategic region and the unique area producing natural resources. For example, the volume of gas produced in the northern regions of the Russian Federation constitutes approximately 80% of the total production, 90% of nickel and cobalt volume is produced there as well as huge amount of oil and other valuable natural resources. Arctic area, with a population of just 1.7% of the country’s population, produces about 20% of gross domestic product.
Unfortunately, most of the fields were discovered in the days of the Soviet Union and are still in use. The discovery and development of new fields requires huge cost, however rational and correct approach will make all of these costs justified. In 2014, Decree of the Government of the Russian Federation №366 of April 21, 2014 set up state program «Social and economic development of the Russian Arctic 2020» including activities of the Russian Federation government programs implemented in the Arctic zone.
The program envisages the development of the socio-economic aspect of the region, the resumption of active research in the region and the discovering of new fields, the protection of the environment against pollution resulting from mining operations and the preservation of the unique nature of the Arctic zone, preservation and development of the basic livelihood of the local people, specifically, such as reindeer herding.
It is expected that by 2030 30% of the total oil production in the Russian Federation will be produced on the shelf. Huge field «Pobeda» is already opened in the Kara Sea, project «Yamal LNG» is successfully realized, new field «Bovanenkovo» is opened, oil production in the field «Prirazlomnoe» is increasing. However, in light of recent events, the largest Russian companies had to postpone the dates of the beginning of oil production in new areas in the Arctic, as of a large share in fields belongs to foreign partners. Unfortunately, anti-Russian sanctions undermines international cooperation, while the import phase-out is quite a long process.
Considering extreme climatic conditions of the northern region, a special approach to use and protect its nature is required. Pipeline, roads and infrastructure construction will invariably affect the ecology of the region, the removal and disposal of industrial waste is a major problem.
20 reported accidents involving oil spills take place in Russia every year. Usually it happens because of strong deterioration of communications and pipelines. The harsh climatic conditions of the northern region can make the consequences of such accidents much worse than in the middle and southern regions.
In addition to traditional hydrocarbons there are other strategically important fields at the territory of the Arctic. First of all, the unique on a global scale giant deposits of the rare earth elements. For example, Tantorskoe niobium mine. It also should be noted that without rare earth elements technologies of the fifth and sixth technological order are impossible, and foregoing field is huge and unique on a global scale, and the same fields there may be nearby.
In addition to this, there are deposits of impact diamonds near the Tantorskogo field, which contains stocks of millions of carats. It is a completely unique new superhard materials for tool-making industry, machining, cutting, drilling. The needs of the world economy in the raw materials are very large, now it needs about 3 billion carats every year, and we can actually become monopolists. There are no such deposits more.
Extraction of rare earth elements in the Arctic is one of the most interesting trends in the development of this region. Gas and oil fields require investments of billions of dollars, and these deposits are initially require 20-30 billion rubles. Set of elements of a huge, 18 names in only one field, and the concentration of the ore is very high. If one ton of ore contains five grams of gold, it is a very good result, good ore and a good business. 5 grams of ore costs $150. It turns out that a ton of ore “contains” $150. Tantorskoe field by comparison provides $11 000 per ton.
9 unique complex of geological-geophysical expeditions with scientific-research and atomic icebreakers were held in the central part of the Arctic basin of the Russian Federation from 2002 to 2014. Bathymetric multibeam echosounder surveillance, complex seismic MOB-CDP and the PES, airborne geophysical observations (magnetic survey, gravimetric) and geological testing on the main structures of the Eurasian and Amerasian basins were submitted. August 3, 2015 the Russian Federation has submitted to the Commission the partially revised Submission to the continental shelf of the Russian Federation in the Arctic Ocean.
At the moment the economic activity in the Arctic zone is regulated by more than five hundred legal acts, including federal laws on the mainland of the Russian Federation shelf, on the internal sea waters, territorial sea and belonging to the Russian zone, on the Exclusive Economic Russian zone, on hydrometeorological service and many others.
The study unified state strategy and development of oil and gas potential of the continental shelf of Russia signed by President Dmitry Medvedev was published in 2009. According to this document the development of oil and gas deposits on the shelf in the seas of the Arctic Ocean is becoming a top priority for the period up to 2020. The strategy assumes that by 2020 the Arctic zone will become the leading strategic resource base of the Russian Federation.
In general, the state strategy on economic activity in the Arctic zone is determined by:
- National Security Strategy of 31 December 2015;
- Basics of the state policy in the Arctic up to 2020;
- Strategy for development of the Arctic zone and national security until 2020;
- State program of the Russian Federation «Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation for the period up to 2020;
- The strategy of exploration and development of oil and gas potential of the continental shelf up to 2020;
- Marine Doctrine of the Russian Federation;
- Sector Strategies (energy, transportation and others).
It should be noted that the Arctic has become a territory where political and economic interests of many developed and developing countries came into conflict. Contradictions of objectives pursued by the States, claiming their rights to the territory of the Arctic led to the increased international tensions and likelihood of the international conflicts.
There a few causes for the exacerbation of the geopolitical struggle at present time in the Arctic, but the main of them, in addition to the wealth of resources is the legally ambiguous status of national borders in the region existing at the moment.
Currently, claims on the resources of the Arctic shelf are placed also by the United States, Canada, Norway and Denmark, which considers Greenland as its territory while having considerable autonomy. Not long ago Denmark held its own Arctic expedition, but its results largely disappointed its organizers, as the objectives for the collection of evidence of accessory of the other polar areas to Denmark have not been reached. Canada insists that the Lomonosov Ridge in the Arctic is part of its territory and intends to prove it at the UN.
The United States in its turn claim that part of the seabed in the northern part of the Chukchi Plateau, which borders with Alaska, belongs to the US, and to prove their rights in this area of the Americans also sent a similar expedition. However, according to the international standards the United States can declare their claim on only a relatively small sector of the Arctic. As a result, Washington increasingly frequently makes proposals for international use of Arctic resources and the need to open access to them by multinationals.
Norway stands on a strong geopolitical position, this country argued that the Lomonosov Ridge starts on its territory in the UN in 2006. In 2009 the UN Commission has recognized the Norway claim to the parcel shelf in the Barents Sea (of the square of 235 000 km2), 175 thousand km2 of which were considered in 1926 the Arctic sector of our country. Another interesting fact is that the dispute over the Arctic involved even the United Kingdom, which claims to be rich in hydrocarbons within a radius of 200 nautical miles and is attempting to prove their rights to the rock Rokall, which is considered as its territory by also Iceland and Denmark. In addition to this in recent years Germany, South Korea and China trying to acquire 300 km2 of the island of Iceland in order to create their outpost on the way from China to Europe and back through the Northern Sea Route are stepping up their activities in the Arctic.
In general, each involved in resolving disputes country pursues its own interests in the majority of territorial disputes in the Arctic. However, Russia’s geopolitical competitors have developed quickly enough almost a common position on one of the issues, this position is a requirement of internationalization of the Northern Sea Route, the control of which belongs to Russia.
That is why the increased activity of Russia in the Arctic (expedition «Arktika-2007» to the North Pole and campaign ofresearch vessel «Akademik Fedorov» and the atomic icebreaker «Yamal» in 2010) caused a violent backlash in the West. After all, their main task is precisely the collection of evidences to support the Russia’s right to extend its economic zone in the Arctic Ocean. The Russian application to the UN Commission on the Limits of the Continental Shelf proposes to consider underwater Lomonosov Ridge passing under the eternal ice of the North Pole as an extension of the Siberian continental platform. The same applies to the Mendeleev Ridge, located to the east. Legally, this means that the requested areas are in the «continental shelf», belonging to Russia.
There is a very fair opinion that the true reason for the cooling of Russia-West relations lies precisely in the struggle for belonging of the Arctic territory. Given the tight binding of our economy to the price of hydrocarbons, artificial conditions of oil prices falling were created as soon as the sanctions policy of the Western partners also aimed at weakening Russian economy. It is worth mentioning that the decline in energy prices happened just after the Russian Federation reported the opening of «Victory» fiels in the Kara Sea, but in the harsh arctic conditions the oil production cost is about $85-90 per barrel, which makes production unprofitable at current prices.
However, with all the complexities the development of the Arctic must become one of the largest national projects of Russia comparable in scope and scale to the construction of the Baikal-Amur Mainline. Artificially restrained price of oil will not last long, as the economies of many countries depend on energy prices, but the government support, the involvement of qualified specialists and the development of new technological equipment may help to defend the legal rights of Russia’s territorial affiliation of the Arctic. Of course, there are still many problems and shortcomings in the legal regulation of the Arctic zone, we need more detailed approach to the problems of ecological safety of the region, to protect the rights of indigenous peoples, also we need to spend a great job of attracting in the region of experts and creation of normal living conditions for a long period of time. Circumstances force to move away from binding to foreign components in the study, the development and opening of new fields and the maintenance of the already functioning ones.
Комментарии пока не опубликованы.