В последнее время много говорят и пишут о постепенном наступлении государства на институт адвокатуры. Так, Госдума РФ приняла некоторые очень интересные поправки к закону об адвокатуре. Что интересно, помимо таких позитивных нововведений как автоматизация тестирования лиц, претендующих на получение статуса адвоката, снижающая коррупционную составляющую, предлагаются изменения и в пункт 3 статьи 17 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».
Смысл данных поправок можно свести к основной идее – адвокатов лишат права представительства в судах, если на то будут достаточные основания. Но как эти основания в нашей стране можно подогнать под конкретную ситуацию, и так известно.
В поправках к закону перечисляется несколько ключевых оснований, которые могут стать причиной лишения адвоката права представительства. К ним, помимо утраты адвокатом дееспособности или признания его ограниченно дееспособным, относятся также совершение адвокатом уголовного преступления, нарушение профессиональной этики, разглашение информации, несоблюдение требований к адвокатскому запросу.
Чем чреваты поправки, если они будут приняты, на практике? Начнем с того, что заинтересованные структуры получат законодательно подтвержденную возможность убирать адвокатов из процесса. Для этого будет необходимо лишь сфабриковать доказательства, которые бы, к примеру, подтверждали нарушение адвокатом профессиональной этики. И такой адвокат будет лишаться права представительства в суде. Понятно, что в действительности, особенно по знаковым процессам, будут использовать данные поправки для давления на адвокатов. Уже сейчас в России целый ряд адвокатов привлекался к уголовным делам по сфабрикованным обвинениям именно с целью добиться вывода их из конкретных процессов. Теперь же не потребуется и заводить уголовное дело: адвоката признают, к примеру, нарушителем профессиональной этики и лишат права судебного представительства. И все, можно сказать, что на его адвокатской деятельности в данный момент ставится большой крест, так как он сможет представлять лишь собственные интересы, интересы своих несовершеннолетних детей или лиц, находящихся под его опекой, если таковые имеются.
На мой взгляд, подобное нововведение представляет большую опасность для института адвокатуры в России, так как способствует снижению реальной самостоятельности адвокатов, ставит их в зависимость от посторонних акторов судебного процесса. В конечном итоге такая мера лишь углубляет и без того обвинительный характер российского правосудия.
Комментарии пока не опубликованы.