Верховный суд впервые признал ничтожность одобренного по СМС кредита

Опубликовано в: Новости
Теги:

Теперь у клиентов банков появился шанс оспорить дистанционно выданные кредиты, оформленные на них мошенниками с помощью социнженерии. Business FM обсудила ситуацию с юристами

 

У клиентов банков появился реальный шанс оспорить дистанционно выданные кредиты, оформленные на них мошенниками с помощью СМС и социнженерии. Верховный суд удовлетворил жалобу истца, признав «ничтожным» кредитный договор, оформленный третьими лицами через интернет-банк с помощью СМС-кода, пишет газета «Коммерсантъ».

В марте 2020 года клиентка ХКФ-банка сообщила мошенникам по телефону два СМС-кода. По этим кодам банк дистанционно заключил с клиенткой договор страхования и одобрил кредит на сумму более 200 тысяч рублей под почти 19% годовых. Затем деньги были выведены на неизвестный счет. Клиентка обратилась в суд с просьбой признать недействительным кредитный договор, утверждая, что не заключала сделку. Три инстанции отказали. Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение.

Ранее в подобных спорах суды обычно вставали на сторону банка, говорит адвокат Евгения Колесникова:

Евгения Колесниковаадвокат«Верховный суд вернул решение нижестоящих судов на новое рассмотрение, как суды нижестоящих судов будут рассматривать, что они возьмут в основу доказательной базы, как они будут пересматривать имеющиеся материалы дела, доказательства и давать им эту оценку, посмотрим, как будет развиваться, очень интересно. Но если это будет так, конечно, прекрасно, потому что практика, к сожалению, складывается не в пользу граждан, то есть взыскивают, накладывают обеспечительные меры, если эта сумма крупная, и производит выплаты в пользу банка. Что касается СМС-уведомлений, я считаю, что это вообще с точки зрения, если даже и закон смотреть, неправильно, потому что в моей практике были случаи, когда родственники, в частности, бывший супруг на стадии развода воспользовался телефоном супруги и таким путем СМС-уведомления набрал кредитов. Поэтому я считаю, что это тоже ненадлежащее доказательство. Кто был на том конце телефона, кто принимал эту заявку, какие данные уточнялись в момент получения этого кредита, тут мужчина ответил, а все-таки по договору женщина. Эти все обстоятельства, я считаю, должны быть исследованы судом, они должны быть отражены в законе, в инструкциях, банках и везде, тогда это будет прямая причинно-следственная связь для взыскания именно с этого гражданина. В остальных случаях это, на мой взгляд, своего рода формальность. В основном суды встают на сторону банка, потому что не совсем правильно оформлены документы. Граждане не знают, как это правильно делать, потому что они не являются финансистами, юристами, и априори все мы привыкли доверять друг другу. Если практика изменится в этом направлении, мы будем только рады, потому что граждане действительно страдают от телефонных мошенников в сфере кредитования, нужно пересматривать законодательство в этой части».

Позицию банков комментирует генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачёв:

Роман Ромачёвгенеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно»«Банк нам доверяет приложение, мы обязуемся сохранять конфиденциальность на все сведения, которые присылает нам банк, включая оповещения, СМС, пуш-уведомления, логины, пароли. И уже если человек не способен сохранить ключи от квартиры, где деньги лежат, как говорится, то в случае потери этих ключей он теряет эту самую квартиру. Здесь то же самое. Надо быть крайне бдительным, внимательным. Если вы чувствуете, что человек, который вам звонит, давит на эмоции и говорит, что у вас либо украли деньги, либо у вас подозрительные операции, либо ваш родственник пострадал где-то, если видно, что звонящий явно давит на эмоции и пытается отключить ваш разум, чтобы вы перестали критически мыслить, анализировать ситуацию, то, соответственно, надо сразу же напрячься и подумать, кому, собственно говоря, это выгодно. Сейчас в принципе во всех европейских, американских банках подобные риски застрахованы, застрахованы за счет самого банка. Не за счет потребителей, как у нас любят в банке предлагать, а за счет самого банка. Если в ходе использования приложения либо использования банковского счета клиент чувствует, что его обманули, его обокрали, он, соответственно, обращается с заявлением в полицию. Обращение в полицию является фактом в постановлении, что со счетом были проведены незаконные операции. Этот факт уже является предлогом для того, чтобы получить страховую выплату. Там каждый клиент банка чувствует защищенность своих финансовых активов. У нас, к сожалению, безопасность, что называется, отдана на аутсорсинг, то есть на самого пользователя».

Прежде подобные дела дальше повторного слушания не проходили. Теперь ситуация должна измениться, а значит, кредитным организациям в итоге придется пересмотреть подходы к защите операций клиентов, считают эксперты.

Источник: Бизнес ФМ

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии пока не опубликованы.

Оставить свой комментарий

Change this in Theme Options
Change this in Theme Options