Все чаще российские граждане сталкиваются с серьезной проблемой – кражей средств со своих банковских карт и счетов. Похищенные суммы разнятся – от нескольких сотен до нескольких десятков миллионов рублей. Традиционные способы защиты не помогают, поскольку мошенники становятся все более изобретательными. О том, кто, как и с чьей помощью грабит владельцев банковских карт, нам рассказал известный российский адвокат и общественный деятель Илья Рейзер.
Илья, добрый день. Расскажите, пожалуйста, сколь часто приходится сталкиваться с такой проблемой как кража средств с банковских карт?
— Это очень распространенное в современной России преступление. Его жертвами становятся самые разные люди – от пенсионеров и домохозяек до владельцев и топ-менеджеров крупных фирм.
В обществе распространено мнение, что кражей средств с банковских карт занимаются преимущественно уголовники, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Действительно ли это так?
— Такая версия охотно поддерживается СМИ и я скажу, почему. На самом деле, похитить деньги обычному человеку не так просто, особенно если он находится в местах лишения свободы. Если говорить о том, чем занимаются, так сказать, клиенты пенитенциарной системы, то это куда более примитивные действия. Например, распространенное мошенничество, когда звонят человеку и представляются его родственником, который попал в неприятную ситуацию и ему срочно нужны деньги. Речь идет об относительно небольших суммах – от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. Конечно, в 90% случаев звонящего посылают по известному адресу, но порой он попадает на «лохов», как называют доверчивых людей на жаргоне, и получает возможность поживиться такой суммой. Другой распространенный вид мошенничества, используемый уголовниками из мест лишения свободы – виртуальная продажа наркотиков через тор. Обещают продать наркотики, но ничего, естественно, не продают, а жертва обмана деньги отправляет. И здесь почти стопроцентная гарантия, что горе-наркоман не пойдет в полицию, не будет заявлять о каких-то претензиях к лицам, его обманувшим. Еще есть мошенничества подобного типа, связанные с сайтами знакомств, где у мужчин, представляясь женщинами, также выманивают средства в качестве «взноса» за встречу и т.п. И тоже, в большинстве случаев, такие преступления остаются безнаказанными, поскольку, во-первых, речь идет о небольших суммах и потерпевшие не хотят возиться ради них, а во-вторых, часто бывает замешана репутация и люди не хотят огласки. Например, перевел мужчина 10 тысяч рублей какой-то мнимой женщине с сайта или группы знакомств. Ну что, ради этих 10 тысяч рублей он будет рисковать, что жена узнает об его похождениях? Кому это надо? Проще закрыть эту тему, не столь велика потеря.
Но это мы говорим о таких бытовых видах мошенничества же, а как быть с более крупными суммами?
В большинстве случаев, и прежде всего, если речь идет о солидных суммах, мы имеем дело со сговором сотрудников банков, в том числе и банковских служб безопасности. Но, конечно, гораздо удобнее все списать на неких зеков, которые прямо из камеры следственного изолятора или из барака колонии по мобильным телефонам воруют у граждан деньги. Я убежден, что подавляющее большинство мошенничеств, где граждане или юридические лица лишаются многомиллионных сумм, происходят посредством соучастия в преступлении и служащих банков или компаний – операторов сотовой связи, а если мы говорим о таких преступлениях как снятие денег по поддельной доверенности или «липовым» генеральным директором фирмы, то здесь замешаны и коррумпированные чиновники, нотариусы, налоговики, которые эти доверенности выписывают, организуют смену генерального директора и так далее. Конечно, простым заключенным из колоний такие операции проворачивать не под силу, по крайней мере – без посторонней помощи.
То есть, Вы считаете, что банки прикладывают к этому свою руку?
— Не банки, а их отдельные сотрудники. Но часто эти сотрудники находятся на руководящих позициях и обладают реальными возможностями. Это могут быть, к примеру, начальники банковских служб безопасности или их заместители. Это, разумеется, не исключает того, что в качестве рядовых исполнителей могут привлекаться те же самые зеки, на которых потом, в случае провала, легко «повесить всех собак». Кстати, заключенные очень часто действуют с ведома и при поддержке сотрудников колонии. Коррумпированные служащие колонии снабжают их сим-картами, телефонами, осуществляют общий контроль процесса, получая соответствующий процент с добытых преступным путем средств. Такие случаи также всплывали в российской прессе.
Как выглядит примерно схема кражи денег?
— Расскажу. Как правило, информацию преступникам о наличии денег у жертвы сливает банк. Ведь все транзакции контролируются службой безопасности банка. Иногда используются и заключенные, но обычно мошенничество происходит на воле, особенно если мы говорим о выводе наличных. Существует несколько распространенных способов кражи денег: взлом телефона или аккаунта в социальных сетях, слив информации от банка или оператора сотовой связи о паролях. Есть еще такой способ кражи денег как фишинг, внедрение программного обеспечения.
Вы или Ваши клиенты сталкивались с подобными случаями?
— Конечно. Ко мне регулярно обращаются за помощью люди, у которых были похищены значительные средства с банковских карт или счетов. Например, у одного моего клиента украли небольшую сумму с банковской карты – 2300 рублей. Он что-то покупал в интернет-магазине и оставил на сайте данные своей банковской карты. Поскольку сайт был с вирусом, он эти данные украл. Но ничего, банк был вынужден вернуть клиенту эти деньги! Служба безопасности банка установила, что это было сделано не из тюрьмы, а из другого государства. И причина тому – невнимательность самого клиента, который на «левом» сайте оставил данные своей карты. Деньги списывались со счета за границей.
То есть, Вы думаете, что в основном банки имеют отношение к подобным преступлениям?
— Банковские служащие сливают информацию преступникам и одобряют операции. Особенно если речь идет о крупных суммах. Например, перевод миллионов рублей требует обоснования переводов, но банковские служащие закрывают на это глаза, поскольку являются соучастниками преступления. Если вы попробуете перевести кому-то 5 миллионов рублей, у вас потребуют объяснить, куда и зачем вы отправляете свои деньги. А тут все совершается без всяких объяснений и за считанные минуты. И неужели кто-то еще верит в заключенных, которые оперируют такими суммами из мест лишения свободы? Конечно, это сотрудники банков, служб безопасности банков. Без их участия такие операции провернуть невозможно. Бывают случаи, когда банки отдают наличные деньги по поддельным доверенностям, в том числе и с откровенными ошибками. Подобные ситуации тоже были в моей практике и мне обычно удавалось защитить интересы своих клиентов и добиться у банков возвращения денежных средств.
Можно ли как то систематизировать подобные преступления?
— Да, я над этим вопросом много думал и пришел к такому выводу. Первая группа преступлений – кражи средств у физических лиц. Именно в данных операциях чаще всего и задействуют заключенных. Но и в этом случае информация поступает с воли. Оттуда же и управляют самим процессом хищения. Вторая группа преступлений – кражи у юридических лиц. Здесь и действуют организованные группы хакеров, управляемые преступными сообществами в составе и бандитов, и сотрудников служб безопасности банков, и коррумпированных чиновников или полицейских. Как мы понимаем, сменить генерального директора фирмы, будучи в местах лишения свободы, невозможно. А здесь мы видим, как преступники приходят в банк, к нотариусу, в налоговую службу, сменяют генерального директора юридического лица и выводят средства. В моей практике был случай, когда я прямо в офисе одного крупного банка открыто обвинил начальника и заместителя начальника службы безопасности банка в хищении средств у моего клиента. Деньги в итоге вернули.
Какие банки наиболее опасны в плане кражи денежных средств?
— Чаще всего, деньги воруют у банков, входящих в Топ-5 российских банковских организаций. То есть, у самых крупных банков. У них обширные связи и им проще, в случае чего, отбиться от претензий. Воровали у моих клиентов колоссальные суммы, миллионы долларов. В результате вмешательства профессиональных юристов, адвокатов, банки были вынуждены все похищенные деньги возвращать.
Как же удается узнать пароли, логины? Ведь системы защиты данных не стоят на месте…
— Раньше с помощью специальных вирусов преступники воровали пароли у неосторожных бухгалтеров юридических лиц. Тем более, что многие бухгалтеры копию ключа банк-клиента держали не на флешке и не было двухуровневой идентификации пароль + смс. Сейчас мы сталкиваемся с другой ситуацией. Преступники узнают пароль банковской карты, счета, перехватывают смс-сообщения, меняют директоров юридических лиц, чтобы без проблем по поддельным документам затем снять деньги.
Есть ли какой-то «просвет» во всем этом? Как победить подобные преступления?
— Победить их нельзя. Как победить, к примеру, квартирные кражи или уличные ограбления? Можно снизить количество таких преступлений. И для этого действует все тот же комплекс мер. С одной стороны, должна вестись профилактика. То есть, граждане, руководители компаний должны быть более внимательными к своим транзакциям, паролям. С другой стороны, должен действовать принцип неотвратимости наказания, чтобы сотрудники банков понимали реальную ответственность за соучастие в подобных преступлениях. Тогда они задумаются, что вот сегодня ты заместитель начальника службы безопасности банка или, там, начальник отдела, а завтра за участие в мошеннических схемах ты сядешь на пять лет в тюрьму и не будет у тебя ни карьеры, ни репутации, ни внятных перспектив. И, конечно, борьба с коррупцией, со злоупотреблениями должностным положением на всех уровнях – от банковских клерков до прокуроров и начальников отделов полиции – также является залогом успеха в борьбе с подобными преступлениями.
А что делать? Как хранить деньги? Неужели нет ни одной 100% безопасной карты?