Бизнес-коуч не прошел тест на профпригодность. Комментарий Георгия Бовта

Опубликовано в: Новости
Теги:

Аязу Шабутдинову, в отличие от других блогеров личностного роста, не вменялись налоговые преступления. Его дело проходило по статье «мошенничество». При этом деятельность его компании «Like Центр» была лицензирована, компания была резидентом «Сколково», курсы для предпринимателей получали аккредитацию Минэкономразвития. Что и когда пошло не так?

Блогер, предприниматель и бизнес-коуч, как он себя называл, Аяз Шабутдинов приговорен Пресненским судом Москвы к семи годам колонии общего режима. Он признан виновным в 113 эпизодах мошенничества в особо крупном размере. По версии обвинения, Шабутдинов распространял в соцсетях заведомо ложные сведения об образовательных программах, которые в действительности таковыми не являлись. С помощью агрессивного маркетинга и масштабной рекламной кампании он продавал курсы, тренинги и вебинары, обещая высокий результат. Перед началом судебного процесса блогер полностью признал свою вину. В последнем слове он рассказал, что выплатил компенсацию всем потерпевшим по уголовному делу, которые были готовы ее принять. Как оценить это дело?

Главное отличие дела Аяза Шабутдинова от других уголовных дел против тех, кого называют «инфоцыганами», состоит в том, что ему не вменялись налоговые преступления. Притом что он числился совладельцем более 40 организаций. А выручка главной его структуры «Like Центр» за 2022 год составила 991,31 млн рублей при чистой прибыли 764,967 млн. Число подписчиков в соцсетях немногим меньше 2 млн. Следствие и затем обвинение вменили Шабутдинову мошенничество в особо крупном размере, каковую статью многие предприниматели и не только считают слишком расплывчатой, даже «резиновой», под которую можно подогнать все, что угодно.

Свою деятельность по обучению бизнесменов основанный Шабутдиновым «Like Центр» начал в 2015 году. В 2019 году его курс «Скорость», посвященный запуску «прибыльного бизнеса с нуля», получил аккредитацию Минэкономразвития. Стоимость подобных курсов составляла от 150 тысяч до 350 тысяч рублей, «премиум-пакеты» могли доходить и до миллиона. Эти курсы занимали высокие места в разных рейтингах бизнес-обучения. «Like Центр» был до 2022 года резидентом «Сколково». Как говорится, ничто не предвещало. Пока в 2023 году предприниматель и сам бывший тренер «Like Центра» Семен Бойко не выступил с разоблачительными интервью о бизнес-школе, утверждая, что компания не приносит пользу клиентам и вынуждает их залезать в долги. Шабутдинов, можно сказать, погорел на инсайдере-информаторе. Еще один урок всем работодателям: с сотрудниками лучше расставаться полюбовно. Примеру Бойко резво последовали другие выпускники курсов. Обвинения строились на том, что курсы какие-то не те, а все уроки сводились к формуле «надо верить в себя — и все получится». Якобы Шабутдинов под видом образовательных услуг просто рассказывал историю своего успеха в бизнесе. На взгляд многих, это чистый «развод на деньги». Но ведь там всегда как минимум два участника — покупатель тоже. И если он настолько глуп, что верит в свое успешное предпринимательство после таких рассказов, то это и его личностная проблема тоже.

При этом у структуры Шабутдинова была даже образовательная лицензия. Которая, строго говоря, необходима лишь тогда, когда проходит обучение по фиксированной программе с официальной выдачей документов. Без лицензии можно работать, если предлагаемые курсы не требуют сертификации, к каковым относятся в том числе курсы по развитию личностных навыков, языковые и ряд других. А тут и лицензия была. Можно предположить, что из пары-тройки десятков тысяч прошедших курсы Шабутдинова нашлись минимум 113 человек «потерпевших», в основе претензий которых могла быть обида. Мол, заплатили сотни тысяч в надежде получить, говоря словами Остапа Бендера, «ключ от квартиры, где деньги лежат», проще говоря, быстро раскрутиться. Но не удалось.

Иной обыватель скажет, что эдак можно за мошенничество «притянуть» практически любой вуз, после окончания которого не сложилась карьера. И спорить с этим будет трудно. По моему субъективному мнению, потребители любых курсов личностного роста, всяких коучингов и мутных тренингов — это заведомо уязвимая аудитория, в заметной доле состоящая либо из будущих лузеров, либо из лузеров и лохов уже состоявшихся. Их если бы даже в Гарвард каким-то чудом зачислили, они бы и после него не преуспели. Вопрос в том, кто в этом виноват. Коуч или тот, кто тратит время на его прослушивание? Ведь критерии успешности-неуспешности обучения на таких курсах крайне размыты. Помните фильм «Волк с Уолл-стрит» с Ди Каприо и сценку «Продай мне эту ручку»? Одним удается продать, другим нет. И обучить этому всех без исключения невозможно ровно так же, как невозможно, скажем, обучить музыке, рисованию, журналистике. Тут либо дано, либо не дано. А чем от бизнес-коучей и коучей личностного роста отличаются бабки-ворожеи? А участники конкурсов экстрасенсов по телевизору? Или иные выдающие себя за психоаналитиков, которые тоже вам говорят, что главное — поверить в себя, и все получится. А если не получится, то кто виноват?

Источник: Бизнес ФМ

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии пока не опубликованы.

Оставить свой комментарий

Change this in Theme Options
Change this in Theme Options