Криптовалюта и налоги: в чем сложности налогообложения операций с виртуальными деньгами?
Широкое распространение криптовалюты в современной России актуализировало вопрос о ее правовом статусе. До недавнего времени Министерство финансов РФ и другие правительственные структуры придерживались негативной, запретительной позиции в отношении криптовалюты. Это было связано как с неясностью реального статуса криптовалюты, так и с теми рисками, которые влечет для экономической жизни страны ее активное использование. Однако ситуация изменилась. В конце концов, даже высшее руководство российского государства и топ-менеджеры ведущих банков были вынуждены признать, что бороться с криптовалютой в современных условиях невозможно.
В настоящее время продолжаются дискуссии о правовом статусе криптовалюты. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», виртуальные деньги не могут быть отнесены к иностранной валюте. Равным образом, нельзя назвать криптовалюту и российскими деньгами. Однако эта проблематичность ее классификации не отменяет необходимости определения юридического статуса криптовалюты. Пока в Министерстве финансов РФ предлагают рассматривать криптовалюту как «иное имущество», для чего существуют соответствующие нормативно-правовые основания. В 2016 г. Центральный банк РФ даже планировал приравнять криптовалюту к иностранной валюте, чтобы облегчить регулирование осуществляемых с криптовалютой операций. Однако затем все же это решение не было осуществлено.
Очень остро стоит и проблема налогообложения криптовалюты. Дело в том, что вплоть до настоящего времени операции с криптовалютой не облагаются налогом. Сложность налогообложения криптовалютных операций связана с неясностью правового статуса криптовалюты. Государство до сих пор не может определиться, какой вид налога должен применяться в отношении криптовалютных операций. Недавно было внесено предложение облагать операции с криптовалютой налогом на доходы физических лиц. Ведь если операции с криптовалютой совершаются фактически легально и пользователи получают немалую прибыль от них, то государство должно озаботиться вопросами обложения данных видов операций соответствующими налогами.
Интересен опыт зарубежных государств, обладающих более длительной историей взаимодействия с криптовалютами. Так, судебные инстанции Евросоюза вынесли ряд постановлений о том, что криптовалюта не является товаром или услугой, соответственно она и не может облагаться налогом на добавленную стоимость. Кстати, в Швеции с 2013 г. биткоин рассматривается в качестве полноценной валюты. В октябре 2015 г. Европейский суд вынес решение о неприменимости налога на добавленную стоимость к операциям с криптовалютами. В Японии, где криптовалюты имеют активное хождение, налог на добавленную стоимость с операций с криптовалютой взимается в том случае, если криптовалюта используется в качестве платежного средства. В противном случае налог на добавленную стоимость с криптовалютных операций не взимается.
Наиболее жесткие правила регулирования криптовалютных операций существуют в Китае и Японии, тогда как в США, Канаде, Израиле законодательство, в целом, достаточно либерально относится к криптовалютам. Кстати, китайское законодательство, как и российское, пока не дает четкого определения криптовалюты. В китайской практике криптовалюты обычно рассматриваются как «особое имущество» (аналогия российского «иного имущества»).
В конечном итоге, обобщая мировой опыт отношения к криптовалютам, можно выделить два концептуальных подхода – это либо регуляторные запреты, либо налогообложение операций с криптовалютами. В Российской Федерации, судя по всему, в ближайшее время будет принято решение о налогообложении операций с криптовалютами, однако это потребует соответствующего развития нормативно-правовой базы, обеспечивающей правовой статус криптовалюты.
Иван Хапалин, адвокат, управляющий партнёр, Центр правовых отношений, г. Москва