Очень часто доверители из Москвы и других регионов России, когда ищут адвоката по ст. 228, 228.1 УК РФ (дела о наркотиках) задают вопрос: «А есть ли шанс получить в суде условное наказание по ч. 4 ст. ст. 228, 228.1 Уголовного кодекса ?» То есть за хранение наркотиков в крупном размере и за сбыт или покушение на сбыт наркотических средств в крупном размере. Давайте попробуем разобраться.
Начну с того, что согласно ч.1 ст. 73 УК, если, назначив наказание в виде лишения свободы на срок до 8 лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет читать назначенное наказание условным. То есть первым критерием назначения условного наказания является назначение судом до 8 лет лишения свободы.
В принципе, несмотря на то, что минимальное наказание по ч. 4 ст. 228.1 УК РФ составляет 10 лет, при определенных обстоятельствах и правильных действиях защиты суды назначают наказание ниже низшего предела. Данные обстоятельства предусмотрены статьей 64 Уголовного кодека, то есть назначение наказания при наличии исключительных обстоятельств. Следует отметить, что исключительными обстоятельствами суды в Москве и других регионах России могут признать любые обстоятельства и тогда суд назначает наказание ниже низшего предела, на свое усмотрение. То есть если по статье 228.1 УК РФ минимальное наказание составляет 10 лет, то при применении судом статьи 64 Уголовного кодекса, суд может назначить наказание и 2, и 3, и 5 лет лишения свободы, то есть любое наказание на усмотрение суда.
Так и при покушении на сбыт и при хранении может быть применена норма о наказании ниже низшего. Важный момент, при этом должны отсутствовать отягчающие обстоятельства, а их перечень в отличие от смягчающих обстоятельств, исчерпывающий, то есть те обстоятельства отягчающие, которые указаны в Уголовном кодексе могут быть применены судом и все, в отличие от смягчающих, когда суд может признать любое обстоятельство в качестве смягчающего на свое усмотрение. Нельзя забывать, чем больше смягчающих обстоятельств, тем ниже наказание. В практике мои доверители по разным составам преступлений часто делают взносы в благотворительные фонды, платежи на помощь СВО, в детские дома, все это признаеться судами, в качестве смягчающих обстоятельств. Одной посредственной характеристики мало, для хорошего приговора — чем больше смягчающих обстоятельств, тем лучше. Иной раз, бывают реальные приговоры, где суд признает в качестве смягчающего обстоятельства, например — наличие кота. Приятно посмотреть на подобную работу защитников. То есть основной барьер при защите вполне может быть преодолен и назначено наказание менее 8 лет лишения свободы. Нельзя забывать о том, что при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных п.п. «и» и «к» ст. 61 Уголовного кодекса, а это признание вины, сотрудничество со следствием, можно в суде заявить ходатайство об измении категории преступления с тяжкого (до 10 лет лишения свободы), например на средней тяжести (до 5 лет лишения свободы). То есть если суд изменит категорию преступления, то в любом случае, наказание уже будет не более 5 лет лишения свободы. Если к этому еще применить наказание ниже низшего, предусмотренного статьей 64 Уголовного кодекса, понятное дело, что будет условное наказание. На своей практике часто применяю, однако в других делах вижу очень редко, хотя вот она реальная возможность получить условный срок, а не идти в отказ от вины и получить реальный срок. Нужно понимать, что на кону у адвоката — жизнь и судьба конкретного человека и его близких, как например у врача — жизнь и здоровье человека, поэтому нужно максимально ответственно подходить к тактике защиты и выполняемым адвокатом действиям. Я бы применил подобную тактику и в деле Михаила Ефремова, убежден, что тогда он, с большой вероятностью, получил бы условный срок, а не длительный реальный, который получил.
К слову, в ходе многочисленных программ в то время по делу Михаила Ефремова в передачах «Пусть говорят», «Андрей Малахов. Прямой эфир» неоднократно говорил об этом. Помню адвокат Михаил Борщевский полностью поддержал меня, а с Эльманом Пашаевым у меня в прямом эфире вышел напряженный спор, в ходе которого Пашаев скатился до оскорблений, понимая наверное, что возразить нечего. Вообщем, подобная тактика имеет место быть не только по делам о наркотиках, но и по многим составам. Поэтому нужно помнить — не всегда нужно идти в отказ до последнего, просто в этом бывает нет смысла, когда имеются все шансы на условный срок, переквалификацию и т. д.
В своей практике по делам о наркотиках часто добиваюсь условных наказаний, прекращения уголовных дел, переквалификаций, делается все и даже больше для доверителя.
В первую очередь необходимо понимать, что ч.4 ст. 228.1 УК, как, собственно, 2, 3,4 части данной статьи, относятся к категории особо тяжких преступлений, то есть, по мнению законодательства, представляют особую опасность для государства и общества. Даже несмотря на оценку реальной опасности совершенных действий в каждом конкретном случае. То есть формально размер сбытого вещества подходит под крупный. Значит, будет 4 часть без вариантов. Но и второе — это, конечно, общая политика государства по борьбе с распространением запрещенных веществ, а также устоявшаяся судебная практика по данной категории уголовных дел.
Суды четко знают, что условно по данной статье назначать без исключительных, особенных обстоятельств, как правило, нельзя. Иначе такой приговор будет вероятно отменен вышестоящим судом. Другими словами, часто не принято в наших судах назначать условное наказание по данной статье даже в тех случаях, когда это позволяет сделать закон. Однако, несмотря на приведенные мной обстоятельства, такие решения судов есть и можно их добиться, применяя грамотную тактику защиты.
При этом условные наказания назначаются в том числе лицам, заключившим досудебное соглашение о сотрудничестве, наличие которого также совсем не гарантирует назначение условного наказания, либо лицам, в результате сотрудничества с которыми правоохранительными органами были получены серьезные, значимые результаты, то есть извлечено много лиц, совершивших или совершающих преступление либо преступные группы. Хотя и наличие такого сотрудничества также не гарантирует условного наказания.
Здесь же необходимо отметить, что не только сотрудничество с органами может быть причиной назначения условного наказания, но также и иные смягчающие вину обстоятельства, например, наличие серьезных заболеваний. И, конечно, у несовершеннолетних и женщин шанс на получение условного наказания больше.
Да, конечно, необходимо ставить перед собой такую задачу при осуществлении защиты фиксировать смягчающие обстоятельства, убеждать суд в возможности исправления без реального лишения свободы, и шансы на это часто бывают, если адвокат ответственно подходит к делу. В моей практике часто получаеться добиваться хороших результатов по уголовным делам о наркотиках в Москве и в других регионах России (прекращение на следствии особо тяжких преступлений, минимальные сроки наказаний по делам о наркотиках, условные сроки и судебные штрафы, так как каждое дело очень индивидуальное и тщательно прорабатываю тактику защиты и все возможные действия. Часто к уголовным делам по статьям 228.1 УК РФ следсивие еще вменяет статью 210 УК РФ, где по части 2, только за одно участие в преступном сообществе наказание до 10 лет лишения свободы. Из последних дел, например, мой доверитель обвинялся по ч. 4 ст. 228.1 и ч. 2 ст. 210 УК РФ, учитывая, что подключился к делу уже на судебном следствии, тем не менее удалось добиться хорошего результата в виде 4,5 лет лишения свободы, хотя по таким составам бывают приговоры в 15-17 лет лишения свободы. Поэтому если ответственно и грамотно подходить к любому уголовному делу, то можно всегда добиться хороших результатов.
Нельзя забывать о том, что часто можно переквалифицировать сбыт на хранение, а это уже другие сроки.
Адвокат Калинов Максим Анатольевич, адвокатская палата г. Москвы, член Международной ассоциации русскоязычных адвокатов
Тел. 8-916-555-74-70
8-930-877-74-70
Вам нужен профессиональный адвокат по наркотикам?
Комментарии пока не опубликованы.